промокод ebay  |  промокод связной
ФСО Новосибирской области

Федерация спортивного ориентирования
Новосибирской области



 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СОРЕВНОВАНИЙ В ОРИЕНТИРОВАНИИ
НА МАРКИРОВАННОЙ ТРАССЕ
(для соревнований  календаря ФСО России)

 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. При подготовке соревнований в ориентировании на маркированной трассе (далее – соревнований на МТ) рекомендуется внимательно изучить соответствующий раздел Правил соревнований в редакции 1998 г. (см. “Азимут” № 1, 1999 г.). Эти Правила во многом  новы и предусматривают несколько вариантов проведения соревнований на МТ. Необходимо оценить, какой   является наиболее пригодным для имеющихся конкретных условий проведения соревнований.

1.2. Наиболее зрелищными и динамичными являются соревнования в спринте со штрафными кругами. Но для их проведения необходим соответствующий опыт, квалифицированные судьи и специальное оборудование.

1.3. При ограниченном (отсутствующем ) опыте проведения соревнований на МТ рекомендуется проводить соревнования на длинной или средней дистанции по простейшей схеме предусмотренной Правилами, а именно:

1.3.1. Участник проходит маркированную трассу с контрольными пунктами, оборудованными зимними компостерами для заданного направления, получив на старте рабочую карту с нанесённой точкой начала ориентирования,   с отметкой  компостером в стандартной контрольной карточке (применяемой на соревнованиях в заданном направлении).

1.3.2. Пункт Отметки (ПО) оборудуется перед финишем. На ПО участник фиксирует на карте, выданной ему на ПО, местонахождение всех пройденных контрольных пунктов. Фиксация производится средством отметки (иглой), имеющейся на ПО (возможны варианты). Никаких пометок проколов не производится.

1.3.3. Оценка правильности фиксации производится по системе Правильно – Неправильно. Оценка производится после ухода участника  с ПО и сообщается участникам и зрителям на финише средствами визуальной и радио-информации.

 2. КАРТА СОРЕВНОВАНИЙ

2.1. На соревнованиях на МТ могут использоваться летние карты и, при определённых условиях, зимние, в масштабе 1:15000 или 1:10000, удовлетворяющие требованиям пунктов Правил 3.2 – 3.6.

2.2. Использование зимних карт надо рассматривать как более предпочтительное, но при этом должны быть выполнены следующие обязательные условия:

2.2.1. Сетка лыжней на карте должна быть густой. В среднем 1 км.кв. карты масштаба 1:15 000 должен содержать не менее 60 развилок или пересечений зеленых линий .

2.2.2. Все нанесенные на карту лыжные пути, примыкающие к МТ или пересекающие ее, должны на местности соответствовать своему классу. Вне зоны видимости с трассы на карте могут быть показаны лыжные пути, не прокатанные к данным соревнованиям.

2.3. Летние карты не должны быть  слишком нагружены мелкими ориентирами, особенно плохо читаемыми а зимних условиях.

3. Трасса

3.1. Трасса оборудуется согласно п.11.7.1. Правил.

3.2. Пункт отметки оборудуется табличкой с соответствующей надписью. Призма на нем не помещается. Территория ПО должна быть огорожена, а снег на всей площади уплотнен. Площадь ПО должна быть достаточной для нахождения нескольких участников. Средства фиксации КП должны быть удобны для участников (например, в виде тонкого шильца).

3.3. При использовании зимней карты:

3.4.1. Трасса должна все время идти по имеющимся на карте лыжным путям ( зеленым линиям)

3.4.2. Характер подготовки МТ должен на всей протяженности соответствовать качеству лыжного пути, указанного на карте, т.е. меняться с переходом с одного класса лыжни на другой (если такие переходы имеются ).

3.5. При использовании летней карты:

3.5.1. Трасса может прокладываться как по дорогам и тропам, так и по лесу, если позволяет проходимость.

3.5.2. Видимость пересекаемых и примыкающих дорог и троп должна соответствовать их классу на карте.

4. Планирование дистанции

4.1. Ход нитки МТ от старта до финиша и расположение КП должно быть тщательно продумано и удовлетворять следующим требованиям:

4.1.1. Спортсмен должен иметь возможность не сходя с трассы однозначно определить местоположение всех КП на основании чтения карты и сличения ее с местностью.

4.1.2. КП должен располагаться на точечном ориентире, имеющемся на карте и прочитываемом на местности при любой снежной обстановке. Если сходных ориентиров вблизи КП несколько, трасса должна пройти так, чтобы спортсмен мог однозначно определить, на каком из них расположен КП.

4.1.3. Не рекомендуется ставить КП, если в поле зрения участника имеются сходные ориентиры, не нанесенные на карту ( даже по вполне резонным причинам - например, небольшая ложбинка, не попавшая в сечение рядом с более значительной, имеющейся на карте).

4.1.4. Не рекомендуется ставить КП в “уникальных” точках, когда определение  местоположения КП практически не требует ориентирования, ибо при такой постановке КП преимущество получит спортсмен, не читающий карту.

4.2. Предпочтительна планировка дистанции, при которой каждый КП имеет определенную задачу ориентирования. Задачами могут быть:

4.2.1. Чтение насыщенного участка карты

4.2.2. Решение “параллельных ситуаций”, т.е .выбор из двух и более сходных сочетаний ориентиров. При этом на трассе должны   быть ключевые ориентиры ( как правило, более одного), по которым можно отличить нужную параллель. Параллельная ситуация без ключевых   ориентиров недопустима. Задачи с параллельной ситуацией успешнее ставятся на летней карте.

4.2.3. Восстановление ориентировки после прохождения малонасыщенного участка карты - при использовании летней карты.

4.2.4. Зрительский пункт - может быть не слишком сложный; сам факт наличия большого числа зрителей затрудняет задачу ориентирования.

4.2.5. Постановка КП вскоре после старта - задача быстрого вхождения в карту.

4.2.6. Резкая смена ландшафта - например, выход из леса на открытое пространство.

4.3. На дистанции не рекомендуются длинные прямые участки- желательны многочисленные смены направлений, позволяющие однако развивать высокую скорость передвижения на лыжах

4.4. Не рекомендуется самопересечение трассы в одном уровне во избежании ухода участника не в том направлении.

4.5. Количество КП рекомендуется примерно равным числу километров, но не менее. Если задачи ориентирования не сложны, КП может быть несколько больше.

4.6. Во избежании проблем с оценкой, КП одной дистанции (любая пара) должны располагаться на расстоянии минимум 6 мм. в масштабе карты.

Разделы 5 и 6 относятся к варианту проведения соревнований МТ по п. 1.3. настоящей методики.

5. Работа пункта оценки.

5.1. При входе на ПО участник получает карту для фиксации КП. Судья по выдаче карт должен написать на оборотной стороне карты стартовый  номер участника. Желательно, чтобы он не был виден с лицевой стороны карты ( не просвечивал) - для анонимности последующей оценки.

5.2. Рабочие карты участников для фиксации КП не используются.

5.3. После фиксации всех пройденных КП участник сдает карту судье по сбору карт (у выхода с ПО) и продолжает движение по дистанции. Карты затем передаются бригаде оценщиков.

5.4. На финише участник сдает рабочую карту и контрольную карточку.

5.5. На ПО могут применяться электронные системы отметки, сертифицированные ФСО России

6. Оценка правильности фиксации КП.

6.1. Если не применяются электронные средства оценки, правильность фиксации КП производят судьи-оценщики (подразделение секретариата).

6.2. Для оперативной оценки правильности фиксации рекомендуется изготовить шаблоны на каждую дистанцию на прозрачном материале. На шаблон наносят окружности радиуса 2 мм с центром в точке расположения КП. При  оценке шаблон накладывают на лицевую сторону карты, совмещая “кресты”

6.3. Если при наложении шаблона на карту участника в каждом круге есть прокол, то фиксация точна полностью. Если проколы есть не во всех кругах, то участник получает столько штрафных минут,  сколько имеется пустых кругов. Если прокол попал в окружность, фиксация считается правильной (см.п.Правил 11.7.4.3.).

6.4. Затем оценщик должен сосчитать имеющиеся на всем рабочем поле карты проколы. Если их количество больше числа КП, то участнику начисляются  дополнительные штрафные минуты по числу лишних проколов (с учетом п.11.7.4.10. Правил - максимальный штраф не превышает число КП на  дистанции).

6.5. В нестандартных случаях решение принимает Главный судья. Например, если участник не сделал ни одного прокола, его действия можно квалифицировать как умышленное нарушение Правил.


© Вячеслав Глушко, 1998-2002г.